В Европе сова считалась атрибутом богини Афины Паллады.
Символическое значение совы двойственно.
Совы, как и плохо отличимые от них сычи, кажутся человеку мудрыми благодаря своему
задумчивому и мечтательному взгляду, направленному внутрь себя, а также благодаря
своей способности видеть в темноте. Как писал Бёклер (1688):«Благодаря своей природе совы имеют особенное значение, прежде всего потому,
что несут свою вахту в основном ночью, и посвящаются бдительным солдатам и тем,
кто полностью отдается своей учебе».
Здесь же упоминается о символическом значении совы за пределами Европы: «Татарский хан возит с собой в золоченой клетке черную ночную сову, поскольку
такая же птица спасла жизнь первому татарскому императору Чингисхану».
Как символ эрудиции и знаний, освящающих тьму, изображение совы часто можно встретить
на фирменных знаках различных научных издательств и книготорговых домов как знак
Афины (Минервы), олицетворяющей мудрость.
В противоположность этому в народных верованиях сова и сыч играют отрицательную
роль из-за своего ночного образа жизни («светобоязни»), нелюдимости, бесшумного
полета и жалобного голоса («птица смерти, похоронный петух»). Эти птицы выражают
отказ и от духовного света, вопреки позитивному пониманию Христа в «Ночи страдания
и смерти». Поэт эпохи барокко Хоберг (1675) так описывает нападение дневных птиц
при появлении ночных животных: «Когда сова появится перед домашней птицей, ее клюют и гонят с криком, и если
раз открыть все тайны церкви, на них накинутся убийцы и злодеи».
В иудаизме ночная демоница Лилит предстает в виде совы. В индуизме сова изображается
как животное-всадник ужасной и мрачной богини Дурги в виде приведения «Гамунды»;
у майя бог смерти Хунхау часто имеет голову совы. В Китае сова рассматривается
как негативное проявление птицы «феникс», и благодаря своим огромным неподвижным
«дьявольским глазам» она извещает о несчастье. Представление о сове легло в основу
басни, в которой молодая сова сперва выучилась летать, а потом безжалостно выклевала
глаза своим родителям. В противоположность этому в эпоху династии Шан сова имела
и положительное символическое значение, поскольку часто изображалась на различных
бронзовых сосудах. В древнемексиканской культуре доацтекского периода (Теотихуакан)
сова считалась верховным божеством, тогда как во времена империи ацтеков она символизировала
собой демоническое ночное существо и являлась плохим предзнаменованием.
Это двойственно
символическое значение совы выражено в немецкой поговорке: «Кому сова, а кому и соловей!» Источник