В античной Греции Сова ассоциировалась с Афиной (Минервой) - ее можно было найти на оборотной стороне монет, содержавших изображение богини. Потому она стала символом мудрости, которую Минерва олицетворяет. Она - традиционный атрибут этой богини, и возможно, сидит на груде книг. Как птица ночная, она также атрибут персонифицированной НОЧИ и Сна (см. СОН, ЦАРСТВО Совы).
Амбивалентный символ. Птица мудрости, но также мрака и смерти.
Китай: зло, преступление, смерть, ужас, неблагодарные дети. На погребальных урнах символизирует смерть.
Христианство: Сатана, силы тьмы, уединение, скорбь, запустение, дурная весть. Крик совы - это "песня смерти". Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.
Египет: смерть, ночь, холодность.
Греко-римская традиция: филин символизировал мудрость и был посвящен Афице (Минерве). Сова была атрибутом бога тьмы и ночи у этрусков.
Еврейская традиция: слепота.
Индуизм: эмблема Ямы, бога мертвых.
Япония: смерть, дурное предзнаменование.
Мексика: ночь, смерть.
Известная в Европе символическая птица, атрибут, Афины Паллады ("доставлять в Афины сов" - делать что-то излишнее). Иносказательное значение сов двойственно. Совы (и иногда не отделяемые от них сычи) в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более что известно, что они обладают способностью видеть ночью.
"Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение, прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим, надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть" (Бёклер, 1688). Здесь же упоминается один внеевропейский символический пример: "Татар-Хан ввел на свой золотой щит черную сову, ибо самый первый татарский царь, Ченгис-Хан, посредством оной птицы жизнь свою уберег".
Как символ знаний и эрудиции, рассеивающих тьму невежества, эта птица часто изображается в фирменных знаках научных изданий и книжной торговли, тем более что богиня Афина (Минерва) также воплощала мудрость. В народных же поверьях сыч и сова часто имели негативный смысл, особенно вследствие того, что они ведут ночной (светобоязнь) образ жизни,- из-за их нелюдимости и необщительности, бесшумного лета и издаваемых ими специфических звуков. Тем самым они представляют отвращение к духовному свету, усиливая положительное восприятие Иисуса Христа в "Ночи страждущих и мертвых".
Поэт эпохи барокко Хохберг (1675) рассказывает об удачном бое дневных птиц при нападении ночных тварей: "Замеченного в птичнике сычонка Весь птичник драл дрекольями, вопя. Кто рвется за церковную заслонку, Того ждет тоже схожая судьба".
В иудаизме ночной демон женского пола Лилит изображается в обществе ночной птицы - совы ; в индуизме сова служит верховым животным для страшной темной богини Дурги в той форме ее проявления, когда ее именуют "Камунда"; у юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы . В Китае сова является отрицательным подобием феникса и считается причиняющей болезни из-за того, что большие неподвижные совьи глаза представляются "демоническими"; такое отношение к совам объясняется также существованием поверья, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Однако во времена династии Шан совы приобрели положительное осмысление, о чем свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя почиталась в виде священной совы , но у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и злые предзнаменования. Все эти двусмысленности можно проиллюстрировать поговоркой : "Что одному сова поет, другому - соловей". Сова как душа животного. Деревянный медальон в виде сердечка. Индейцы цимшиан. Северо-западный берег Северной Америки Сова на краснофигурном аттическом скифском сосуде, ок. 470 г. до н.э. Сыч, атакуемый птицами. В. X. фон Хохберг, 1675 г. //Расудительность ценнее красноречия. символмудрости. посвящена Минерве "не столькоза сладость своего голоса, сколько за серьезность взгляда и благородство внешности. С другой стороны, являясь птицей ночи, она символизирует время суток, когда нас окружает тишина, и мы можем сосредоточиться, переварить и привести в порядок наши мысли." [EMSI; табл.5-10, с.126] Битва совы с вороной Мудрость не персносит шума. Сова, как показано ранее, будучи птицей Минервы, является символом мудрости, а ворона - неприятная и шумная птица - символом глупости и дерзости, и между ними, как между шумным безрассудством и мудростью, всегда имеются разногласия, сопровождающиеся битвами и схватками. [EMSI 19-7,с.183] //Ночь - лучший советчик. символзрелого размышления, необходимости "подумать и поразмыслить над этим ночью на нашей подушке. символночи. "Прежде, чем вынести свои труды на яркий свет, "Хорошо обдумай их ночью. [EMSI; табл.9-2, с.141] . .
Сова//Расудительность ценнее красноречия. символ мудрости. посвящена Минерве "не столько за сладость своего голоса, сколько за серьезность взгляда и благородство внешности. С другой стороны, являясь птицей ночи, она символизирует время суток, когда нас окружает тишина, и мы можем сосредоточиться, переварить и привести в порядок наши мысли." [Эмблемата-2; табл.5-10, с.126]
Битва совы с вороной. //Мудрость не персносит шума.
Сова, как показано ранее, будучи птицей Минервы, является символом мудрости, а ворона - неприятная и шумная птица - символом глупости и дерзости, и между ними, как между шумным безрассудством и мудростью, всегда имеются разногласия, сопровождающиеся битвами и схватками. [СЭ-II,таб.19-7,с.183]
//Ночь - лучший советчик. символзрелого размышления, необходимости "подумать и поразмыслить над этим ночью на нашей подушке. символночи. "Прежде, чем вынести свои труды на яркий свет, "Хорошо обдумай их ночью. [Эмблемата-2; табл.9-2, с.141]
В настоящее время - эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со см ертью и оккультными силами. Ей приписывали дар пророчества, возможно из-за способности видеть в темноте. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как пок ровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.
В Китае молодым совам приписывали привычку выклевывать глаза своим матерям. Также сова относилась к символу "ян", имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизн и и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции - символ слепоты безверия. Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибу том богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображени е мудрости - сова, сидящая на стопке книг, и идиома "ученая сова" в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков. Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.
ХРИСТИАНСТВО
Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Кроме того, сова символизирует одиночество, и именно в этом смысле она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима.
Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: "Просветить сидящих во тьме и тени смертной..." (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.
Сова символизирует одиночество, чуткость, молчание, размышление, умеренность, мудрость, знание, рациональное мировосприятие, медицину, ночные занятия, невежество, неверие, пророчество, ясновидение, предвидение, а также Зиму, ночь, тьму, полумрак, ведьму, демона, дьявола; мир; смущение, грусть, меланхолию, злое известие, чью-то злобу, несчастье, смерть...
Итак, сова, которая проводит свою жизнь в ночи, а днем спит, укрывшись в сумраке, согласно исследованиям, и днем видит гораздо лучше любого человека, но так сложилось, что избегающая дневного света сова стала символом сумерек, тьмы, одиночества, зимы и долгих ночей...
В одном иероглифическом египетском папирусе Сова называется символом ночи, холода, зимы, безучастности, и принадлежит царству ночного Солнца, бога Ра (Ре), плывущего по подземному Нилу в ладье с Запада на Восток.
Дочь царя Лесбоса Никтимена (греч. "ночная"), была наложницей своего отца. Волей богов, она была в наказание за это превращена в сову ("Метаморфозы" Овидия).
В христианской мифологии символика совы меняется: видят в ней символ и образ тех, кто склонен к сомнениям в вере, к ереси, образ философов, мудрецов. Об этом говорится в Библии: "... я стал как филин на развалинах" (Псалом 101: 7), усматривая в образе совы не только образ отшельника, но даже образ самого Христа...
Сова, будучи птицей зимы, является противопоставлением соловью и кукушке - весенним птицам.
Польское присловье говорит: "Лицо заспанное, как у совы в полдень". Польский поэт Фредра говорит: "Каждая сова днем выглядит глупо". Известно, что Альбрехт Дюрер в одной из своих работ выгравировал сову, которая не выносит дневного света, причем она тут же противопоставляется орлу, который способен смотреть на солнце открытыми глазами. Вообще, в Средние века было принято считать, что орлы враждуют с совами.
Способность видеть в темноте, а также поворачивать голову на 180 градусов, поблескивая искрами в желтых глазах, как бы разбрасывая лучи, делало образ совы таинственным и пугающим. Способность же в течение дня сидеть неподвижно в укромном месте и как бы размышлять о чем-то неведомом людям, создало из совы символ мудрости. У античных греков сова становится птицей-атрибутом изображений богини мудрости Афины, а также афинской Академии. В те времена считалось, что везти сову в Афины - все равно, что везти дрова в лес, ибо даже на монетах Аттики чеканились изображения совы. Тогда появилось выражение: "nosta volat" лат., т. е. "сова порхает", что в переносном смысле означало: деньги постоянно меняют владельца, особенно того, кто берет взятки.
Как символ мудрости, сова стала в представлениях людей того времени и символом науки, ночных занятий, ясновидения и пророчества. Аскалафос - сын Харона - перевозчика мертвых душ через Стикс, умевший видеть и во мраке подземного мира, выступил против Персефоны, владычицы этого мира, и был превращен в сову ("Метаморфозы" Овидия). Птица, посвященная Афине, стала своеобразным символом рационалистического мышления - в противовес образу орла, который представлял интуицию. А также символом знаний гностических, тайных. Сова Афины, называемая "серой совой", "неясытью" поражала воображение способностью летать совершенно бесшумно, неожиданно появляться среди дня, смертельно пугая мелких птиц. В сове видели пособницу колдуний. Поэтому сов нередко распинали на стенах и дверях сеновалов, дабы отпугнуть дьявола. Этот варварский обычай был распространен в Европе в средние века, а в Польше бытовал почти до середины XX века.
Сова в античности была непременным атрибутом изображений бога врачевания - Асклепия (Эскулапа). В эпоху же раннего христианства сова противопоставлялась (как символ светской науки) богословию, кресту. Да и сегодня изображение совы нередко связано с музами, символами литературы, философии. "О Греция, ты видела себя брильянтами глаз Сократовой совы!" - писал польский поэт Норвид.
Но сова считалась и птицей смерти; птицей, приносящей беду. В древнем Вавилоне крик совы в ночи считался криком умершей матери, тоскующей по своим детям. В древнегреческих мифах сова была выразительницей Парки Атропос, которая непрерывно сучила нить человеческих жизней и в любой миг могла оборвать эту нить. Считалась сова и птицей музы Калипсо, пребывавшей на острове смерти - Огигии. И, конечно, непременной спутницей богини Гекаты - владычицы тьмы, подземного царства мертвых. Символизировала они и месяц октябрь - месяц смерти. "Зловещая птица развалин и смерти" ("Генрих VI" У. Шекспира).
Сова - злое пророчество, недобрая ворожба. Пословица: "Сова на крыше кричит, чью-то смерть пророчит". В "Метаморфозах" Овидия описывается история Тереуса и Прокны, - они должны были пожениться, поскольку любили друг друга, но во время свадебной церемонии на крыше над ними села серая зловещая сова, и напророчила им несчастье. Среди пророчеств, предвещавших смерть Юлию Цезарю, было и такое: "Вчера в полдень сова прокричала над рыночной площадью" ("Юлий Цезарь" У. Шекспира).
"А сова была дочкой пекаря" - сказала безумная Офелия в "Гамлете" У. Шекспира. Согласно христианской легенде, именно дочь пекаря отказала в кусочке хлеба Иисусу, несшему свой крест на Голгофу. За это она была превращена в сову.