Восточная философия здоровья
«Здоровье» и «болезнь» - основные категории в медицине.
В то же время абсолютной болезни и абсолютного здоровья в реальной жизни человека нет, между ними существует бесконечное множество форм, связей и взаимных переходов. Между состоянием здоровья и болезни существует переходное третье состояние - "неполное здоровье" или "предболезнь".
Чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития болезни, и наоборот: развитие болезни возможно лишь тогда, когда недостаточны резервы здоровья.
Врачи западной школы занимаются лечением больных и мало чем способны помочь пациентам в сотоянии предболезни, в то время как китайские врачи традиционной восточной медицины считают, что их задача состоит в том, чтобы укреплять здоровье здоровых, увеличивать резервы здоровья пациентам, находящимся в состоянии предболезни и, конечно, лечить больных.
Болезнь, в представлении медиков Востока, часто зарождается в недрах разума, а затем реализуется н материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно существует нарушение на уровне психики и эмоций.
Отношения человека с космосом связаны энергией ци. Эту энергию человек получает из воздуха при дыхании и из земли с пищей. Энергия ци циркулирует в организме по 12-ти энергетическим меридианам, которые представляют собой центры связи между эфирным и физическим телами. Жизненная энергия последовательно проходит по всем органам тела, совершая полный кругооборот в течение суток. Каждый меридиан имеет свое максимальное и минимальное напряжение ци в течение двух определенных часов , поэтому для наибольшей эффективности воздействия лечебных препаратов целесообразно применять их в соответствии с биологическими ритмами человека и отдельных органаов организма.
Китайские врачи различают три основные группы причин болезней:
- I. Внутренние причины, так называемые "Семь настроений": чрезмерная радость, большое горе, гнев, страх, тоска, любовь и желание.
- II. Внешние причины или "Шесть чересчур": ветер, холод, зной, сырость, сухость, огонь. К ним относятся неблагоприятные условия жизни, травмы, возбудители болезней.
- III. Нейтральные причины, которые могут воздействовать как извне, так и изнутри. Сюда относят нарушение питания и отравления.
Кардинальной особенностью традиционной китайской медицины является философская концепция здоровья - гармония между отрицательной и положительной энергетическими системами организма - Ян и Инь.
Ян и Инь - это две взаимодополняющие противоположности, присутствующие в каждом явлении. Согласно восточным, и прежде всего древнекитайским воззрениям, всё в этом мире подразделяется на Ян и Инь. Эти начала проявляются всегда и везде, но они не существуют одно без другого. При нарушении гармонии Инь-Ян в живом организме можно говорить о его патологическом состоянии. Если эти силы находятся в состоянии равновесия - болезненные проявления у человека отсутствуют.К инь относятся темные, холодные, слабые стороны предметов, явлений (зима, ночь, вода) и т.д. ян заключает в себе противоположные стороны этих явлений: лето, день, огонь. Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян, с присутствием двух этих энергий, но в чем-то будут преобладать либо "иньские" тенденции, либо "янские".
Излишек или недостаток Ян и Инь у человека приводит к болезням. Причем, в одних органах или частях тела может быть избыток Ян, влекущий за собой соответствующие болезни, а в других - недостаток, также проявляющийся недугами.
Симптомы преобладания Ян и Инь энергии
ЯН - заболевание
|
ИНЬ - заболевание |
---|---|
Боль острая, недавняя, прерывистая
| Боль хроническая, старая, постоянная |
Боль дневная, усиливающаяся при ходьбе, от тепла, надавливания
| Боль ночная, уменьшающаяся при движении, от тепла, надавливания |
Боль окручивающая, чувство электрического тока, стреляющая, колющая, поверхностная
и локализованная, пульсирующая
| Боль глубокая, разлитая, костная, тяжелая, рассредоточенная |
Боль уменьшается при охлаждении | Боль усиливается при охлаждении |
Боль или онемение при нажатии | При нажатии нет боли или онемения |
Боль меняет место нахождения | Боль имеет постоянное место нахождения |
Кожа красная, сухая, шелушащаяся | Кожа бледная, влажная, отечная |
Глаза живые, подвижные | Глаза неподвижные, тусклые, полузакрытые |
Голос звучный, звонкий | Голос глухой, тихий |
Худой, движения быстрые, сон легкий | Тучный, вялый, дряблые мускулы, сон глубокий |
Частые судороги, спазмы | Предрасположенность к гнойничковым болезням, припухлостям, лицо одутловатое, бледное |
Для женщин - менструации необильные, цикл короткий | Для женщин - менструации обильные, длительные |
Китайские врачи выделяют четыре основных типа нарушений:
- излишек ян - недостаток инь
- недостаток ян - излишек инь
- излишек ян - излишек инь
- недостаток ян - недостаток инь
Поскольку любое заболевание происходит, с точки зрения традиционной китайской медицины, лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая Ян или Инь, можно восстановить утраченное здоровье.
Врачебная практика Востока доказывает успешную возможность регуляции состояний системы Инь-Ян через воздействие на активные точки иглоукалыванием, массажем, психотерапевтическим медитационным воздействием, регуляцией пищевыми продуктами, широко используются экстракты растений и трав.
Кроме учений о жизненной энергии ци, энергетических системах Ян-Инь в теории китайской медицины существует учение о «Пяти первоэлементах»: Вода, Земля, Металл, Дерево и Огонь. Человек, как и остальная природа, построен из этих первоэлементов и подчиняется их общим законам.
С этим учением связано представление о циклах, которые состоят из Порождения (или созидания) и Преодоления ( разрушения).
В цикле <созидания> каждый элемент порождает следующий и подпитывает его энергетическим потоком. |
В цикле <разрушения> каждый элемент разрушает или поглощает последующий. | |
Огонь порождает Землю
|
Огонь плавит Металл
|
Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например, при болезни легких происходит энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.
Китайские врачи пользуются в своей работе следующими принципами:
- Лечить необходимо с применением естественных средств и реже применять химические препараты.
- Следует влиять на образ жизни, режим питания и укрепление веры в выздоровление.
- Лечение должно быть строго индивидуальным, целенаправленным на больной и содружественные органы.
- Необходимо давать организму самому бороться с болезнью.
- В лечении учитывать ритм жизненных процессов, периоды наибольшей податливости органов к лечению.