Мы находимся здесь, 
чтобы внести свой вклад
в этот мир.
А иначе зачем мы здесь? Стив Джобс

Практика бодхисаттвы


Главнейшим понятием буддизма махаяны является бодхичитта – спонтанное желание достичь состояния будды ради блага всех живых существ. Личность, в сознании которой зародилась и расцвела бодхичитта, - это бодхисаттва. Это понятие в махаяне играет центральную роль, достижение состояния бодхисаттвы считается не просто возможным для любого человека, но и необходимым, поскольку семена бодхичитты есть у любого живого существа.

В махаяне почитается огромное количество бодхисаттв, тщательно разработана их иконография, медитация на них. Однако всегда необходимо помнить, что все бодхисаттвы – это не запредельные сущности, а люди, достигшие высочайших степеней духовности и давшие обет не уходить в нирвану, пока есть хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении. Состояние бодхисаттвы может и должно быть достигнуто каждым человеком. Поэтому прежде чем говорить о таких великих бодхисаттвах, как Авалокитешвара, мы обрисуем тот путь, следуя которому, бодхисаттвой может стать каждый.

Первое, что отличает бодхисаттву, – это бодхичитта. Но ее одной недостаточно. Второе и главнейшее качество бодхисаттвы – нравственная дисциплина, добродетельная решимость отсечь любое недобродетельное действие. В “Пратимокша-сутре” Будда говорит, что лучше умереть, чем нарушить нравственную дисциплину, поскольку смерть разрушит только сегодняшнюю жизнь, а нарушение нравственной дисциплины обречет на множество низких перерождений, в которых грешник не просто будет страдать, но и окажется лишенным возможности подниматься по пути Просветления. Так, например, человек, не соблюдающий нравственную дисциплину, но при этом щедрый, окажется в следующей жизни воплощенным в теле домашней собаки или кошки, о которой хорошо заботится хозяин.

Главная цель практики махаяны – достижение состояния будды для того, чтобы творить благо всем живым существам. Для этого вначале необходимо зародить в своем сознании бодхичтту, а затем вступить на путь бодхисаттвы, приняв обеты бодхисаттвы и сохраняя их. Обет – это доброжелательная решимость отсечь одну из скверн, эта решимость зарождается во время совершения ритуала.

Бодхичитта, возникающая в сознании до принятия обетов бодхисаттвы, называется бодхичиттой намерения. Такой человек стремится достичь Просветления ради блага других, но еще не приступил к самим практикам бодхисаттвы; его можно сравнить с путником, еще не перешедшим порог своего дома и лишь мечтающим о дороге. С принятием обетов бодхисаттвы бодхичитта намерения преобразуется в бодхичитту действия.

Мы приводим полный текст практики принятия обета бодхисаттвы и медитации на тридцать пять будд сострадания по книге геше Келсанга Гьяцо “Обет бодхисаттвы”.

Тридцать пять будд – это неразрывная группа, возглавляемая Шакьямуни. Согласно учению махаяны, эти будды являются первыми помощниками верующих, стремящихся очиститься от грехов. Эта группа символизирует способность будд прощать все грехи, очищать негативную карму, вести к лучшему перерождению. Сутра махаяны “Драгоценная тайная книга очищения всех грехов” утверждает, что если имя каждого из тридцати пяти будд произносить с искренним пониманием, то простятся все грехи. Неграмотные буддисты Монголии и Бурятии, не имея возможности произносить имена этих будд, заменяют их тридцатью пятью поклонами.

Эту группу называют также буддами покаяния. Это связано с практикой духовного очищения монахов, которые должны были дважды в месяц декламировать 253 обета буддийского монаха и каяться в совершенных грехах. Обычай этот восходит ко временам жизни Будды Шакьямуни, однако особое значение он приобрел после утверждения Атишей идеала “чистой славной жизни”, возрождающей нравственность изначальной Общины.

Иконография тридцати пяти будд считается восходящей к Цонкхапе. Легенда утверждает, что художники, не зная, как им изобразить это собрание, обратились к Великому Реформатору, ему было видение, после которого он смог объяснить, как следует писать тридцать пять будд.

Будду Шакьямуни всегда изображают в центре, его размер в несколько раз превышает рост всех остальных. Будда сидит в обычном облачении, в позе касания земли, держа чашу для подаяния. Его лотосовый трон стоит на пьедестале, который поддерживают белые львы. Обычно перед троном стоят Шарипутра и Маудгальяяна. Вокруг располагаются остальные будды этой группы. В центре верхнего ряда обычно изображают Цонкхапу, поскольку этот иконографический сюжет разработан им.

Способы принятия и сохранения обетов бодхисаттвы.


Главная цель практики на пути Махаяны – это достижение состояние Будды, чтобы творить благо всем живым существам. Для её выполнения необходимо вначале зародить бодхичитту, затем вступить на путь бодхисаттвы, и приняв обеты бодхисаттвы сохранять их.
Бодхичитта, зарождаемая нами до принятия обетов бодхисаттвы, называется "бодхичитта намерения". Это ум, который стремится достичь просветления ради блага других, но ещё не вовлечён в сами практики тренировки бодхисаттвы, подобно тому как кто-то желает отправиться в путь, но так и не сдвигается с места. С принятием обетов бодхисаттвы наша бодхичитта намерения преобразуется в бодхичитту действия. Это ум, который упражняется в практиках, ведущих к конечно цели – к состоянию Будды.
Принимать обеты бодхисаттвы нужно прежде всего у опытного Духовного наставника. Однажды возложив их на себя во время такой церемонии, в дальнейшем мы сможем принимать их сами в любое время и столько раз, сколько пожелаем. Когда мы принимаем их, то представляем перед собой Поле накопления заслуги и трижды повторяем обещание соблюдать нравственную дисциплину бодхисаттвы и избегать всех прегрешений посредством практики шести совершенств. Можно повторить своё обещание или усилить его, упражняясь в следующей практике.

Принятие обетов прибежища.

Мы начинам размышлять о пользе прихода к прибежищу:

1. Мы станем чистыми буддистами.
2. Мы заложим основу для принятия всех остальных обетов.
3. Мы очистим неблагую карму, которую накопили в прошлом.
4. Мы ежедневно будем собирать обширное количество заслуги.
5. Мы будем избавлены от попадания в низшие миры.
6. Мы будем защищены от вреда, причиняемого людьми и нелюдьми.
7. Мы исполним все свои преходящие и высшие желания.
8. Мы быстро достигнем полного просветления – состояние Будды.


Благодаря продумыванию таких преимуществ мы проникаемся твёрдой решимостью (или обещаем) идти к Трём Драгоценностям как к Прибежищу, пока не достигнем просветления. Затем трижды произносим следующую молитву:

Я и все живые существа, пока не достигнем просветления,
Идём к Будде, Дхарме и Сангхе как к Прибежищу.

Это подобно чистому сосуду, который мы сейчас наполняем нектаром обетов бодхисаттвы.

Зарождение бодхичитты.

Начинаем размышлять о пользе бодхичитты:

1. Мы войдём во врата Махаяны.
2. Мы станем Сыном Будды.
3. Мы превзойдём Слушателей и Просветлённых для себя.
4. Мы заслужим дары и поклонение людей и богов.
5. Мы легко соберём обширное количество заслуги.
6. Мы быстро разрушим всё неблагое исключительной силы.
7. Мы исполним все свои желания.
8. Мы освободимся от вреда, причиняемого духами и т.д.
9. Мы взойдём на все духовные уровни и пройдём все пути.
10. Мы обретём состояние ума, которое является источником мира и счастья всех существ.

Благодаря созерцанию такой пользы мы проникаемся твёрдой решимостью (или обещаем) достичь состояния Будды ради блага всех живых существ. Сосредотачиваясь на этой решимости, мы трижды произносим следующую молитву:

Благодаря добродетелям, которые я обрету даянием
И другими совершенствами,
Да стану я Буддой ради блага всех.

Сохранение бодхичитты намерения посредством ритуала.

Чтобы не допустить вырождения бодхичитты, мы трижды повторяем обещание:

Отныне и в дальнейшем, пока я не стану Буддой,
Я буду беречь даже ценой своей жизни
Ум, желающий достичь полного просветления,
Чтобы освободить всех живых существ
От страхов сансары и мира только для себя.

Так даётся обещание соблюдать восемь заветов бодхичитты намерения, которые описаны в приложении1.

Получение обетов бодхисаттвы.

Осуществить обе цели нашей бодхичитты: достичь состояния Будды самим и повести к такому состоянию высшего счастья всех других существ можно, только занимаясь тренировками бодхисаттвы (практикой шести совершенств) и избегая коренных и второстепенных прегрешений в обетах бодхисаттвы.
Осознав это, мы проникаемся твёрдой решимостью (или обещаем) упражняться в шести совершенствах и избегать коренных и второстепенных прегрешений. Сосредотачиваясь на такой решимости, мы трижды произносим следующую ритуальную молитву:

О Гуру, Будды и бодхисаттвы,
Пожалуйста, внемлите тому, что я сейчас скажу.
Как все предыдущие Сугаты
Зародили ум просветления
И достигли осуществлений на всех ступенях
Пути Бодхисаттвы,
Так и я ради всех существ
Взращу ум просветления
И добьюсь осуществлений на всех ступенях
Пути Бодхисаттвы.

Сохранение радости и совестливости.

Благодаря возможности практиковать обеты бодхисаттвы мы зарождаем и удерживаем чувство радости и совестливости, произнося следующие две строфы:

Ныне жизнью мне дарован высший плод,
Моя человеческая жизнь исполнилась смысла;
Я обрёл рождение в линии передачи Будды
И бодхисаттвой стал.

Все действия мои отныне в согласии будут
С сей благородной линией передачи,
И эту линию передачи, столь безупречно чистую,
Я никогда не запятнаю.

Приход к Трём Драгоценностям как к прибежищу и соблюдение обязательств прибежища – это основа обетов бодхисаттвы, а воздержание от коренных и второстепенных прегрешений – действительная практика обетов бодхисаттвы.




Другие интересные статьи этого раздела:

Введение в буддийскую сексуальную этикуБЕЛАЯ ТАРА