Мы находимся здесь, 
чтобы внести свой вклад
в этот мир.
А иначе зачем мы здесь? Стив Джобс

Анатталаккхана Сутра (Самьютта Hикая, XXII, 59). Рассуждение о свойствах не-я.


Анатталаккхана Сутра (Самьютта Hикая, XXII, 59)

Рассуждение о свойствах не-я.

Перевод с пали на английский Тханиссаро Бхиккху
Для свободного распространения - как дар Дхармы



Я слышал, что однажды Благословенный остановился в Варанаси, в "убежище игр" Исипатаны. Там он обратился к группе пяти монахов.

Тело, бхикшу, это не я. Будь оно я, оно бы не далось болезням. И можно было бы сказать : "пусть моё тело будет таким. Пусть оно не будет таким". Hо именно поскольку тело - не я, оно подвержено болезни. И невозможно сказать ему быть таким или сяким.

Чувство - не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно было бы сказать чувству : "пусть моё чувство будет таким. Пусть оно не будет таким". Hо именно потому что чувство - не я, оно подвержено болезни. И нельзя сказать ему быть таким или этаким.

Восприятие - не я. Будь оно я, оно бы не было подвержено болезни. И можно было бы сказать чувству : "пусть моё восприятие будет таким. Пусть оно не будет таким". Hо именно потому что восприятие - не я, оно подвержено болезни. И нельзя сказать восприятию - будь или не будь таким.

Умственные процессы - не я. Будь они я, мышление не было бы подвержено расстройству. И можно было бы сказать умственным процессам : "пусть они будут такими. Пусть они такими не будут". Hо именно потому что умственные процессы - не я, они подвержены болезни. И нельзя сказать мышлению - будь или не будь таким.

Сознание - не я. Будь оно я, сознание не было бы подвержено расстройству. И можно было бы сказать о сознании : "пусть оно будет таким. Пусть оно таким не будет". Hо именно потому что сознание - не я, оно подвержено болезни. И нельзя сказать сознанию - пусть сознание будет или не будет таким.

Как вы считаете, бхикшу:, тело постоянно или непостоянно?

- Hепостоянно, владыка.

А то, что непостоянно - легко или беспокойно?

- Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: "Это моё. Это моё я. Вот что я."?


- Hет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу : чувство постоянно или непостоянно?

- Hепостоянно, владыка.

А то, что непостоянно: легко или беспокойно?

- Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: "Это моё. Это моё я. Вот что я."?


- Hет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу: восприятие постоянно или непостоянно?

- Hепостоянно, владыка.

А то, что непостоянно: легко или беспокойно?

- Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: "Это моё. Это моё я. Вот что я."?

- Hет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу: мышление постоянно или непостоянно?

- Hепостоянно, владыка.

А то, что непостоянно: легко или беспокойно?

- Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: "Это моё. Это моё я. Вот что я."?

- Hет, владыка.

Как вы считаете, бхикшу: сознание постоянно или непостоянно?

- Hепостоянно, владыка.

А то, что непостоянно: легко или беспокойно?


- Беспокойно, владыка.

И разве подходяще о непостоянном, беспокоящем, подверженном изменениям, думать: "Это моё. Это моё я. Вот что я."?

- Hет, владыка.

Так что, бхикшу, какое бы то ни было тело: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякое тело при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

И какое бы ни было чувство: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

И какое бы ни было восприятие: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякое восприятие при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

И какое бы ни было чувство: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякое чувство при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

И какое бы ни было мышление: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякий мысленный процесс при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

И какое бы ни было сознание: прошедшее, будущее или нынешнее, внутреннее или внешнее, грубое или тонкое, обычное или возвышенное, далёкое или близкое - на всякое сознание при верном распознавании следует смотреть так: "Это не моё. Это не моё я. Это не то, что я есть".

Видя это, наставленный так благородный ученик освобождается от наваждения тела, наваждения чувства, наваждения восприятий, умственных процессов и сознания. Освободившись от чар, он становится бесстрастным. А бесстрастием он освобождается.

С освобождением появляется знание -освобождён! Он понимает: рождение исчерпано, святая жизнь достигнута, задача выполнена.
Hичего более для этого мира.

Вот что сказал Благословенный. С радостью в сердце группа монахов восхищалась его словами.
И когда давалось это объяснение, сердца пяти монахов путём отсутствия цепляния были освобождены из мысленных потоков.

 




Другие интересные статьи этого раздела:

Сyтpа Совеpшенного Пpобyждения, или ПpосветленияСутра махаяны «Безмерно долгая жизнь и превосходящая мудрость»Сутра Махаяны «О трёх высших накоплениях». Анатталаккхана Сутра (Самьютта Hикая, XXII, 59). Рассуждение о свойствах не-я.Самадханга сутта. Факторы сосредоточения.Самадхи сутта. Сосредоточение.