Мы находимся здесь, 
чтобы внести свой вклад
в этот мир.
А иначе зачем мы здесь? Стив Джобс

Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина


Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина

От автора.

Мне чрезвычайно приятна возможность дать в настоящей книге представление о Шамбале. Это как раз то, в чем нуждается и чего жаждет этот мир. Однако мне хотелось бы ясно заявить здесь, что книга не раскрывает никаких тайных учений Шамбалы в буддийской тантристской традиции, не излагает философию Калачакры. Эта книга скорее представляет собой пособие для тех людей, которые в своей жизни утратили принципы священного, утратили достоинство, утратили состояние воина. Она основана на тех принципах, которые были воплощены в древних цивилизациях Индии, Тибета, Китая, Японии и Кореи. Книга показывает, как очистить свой образ жизни, как передать другим истинный смысл состояния воина. Она вдохновлена примером и мудростью великого царя Тибета Гэмара Линга, его непостижимым характером, его бесстрашием; она вдохновлена путем, на котором он победил варварство, применяя принципы тигра, льва, гаруды и дракона. Эти принципы описаны в книге как "четыре достоинства".

Я считаю честью для себя то обстоятельство, что в прошлом имел возможность показать мудрость и достоинство человеческой жизни в контексте религиозных учений буддизма; и я благодарен судьбе за это. Теперь же мне доставляет огромнейшую радость возможность изложить принципы состояния воина Шамбалы, показать, как мы можем выявить добро, заключенное внутри сердца каждого человека.

Дордже Драдул Мукпо 
Боулдер, шт. Колорадо, август 1983 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАК БЫТЬ ВОИНОМ

Глава 1 СОЗДАНИЕ ПРОСВЕТЛЕННОГО ОБЩЕСТВА

" Учения Шамбалы основаны на предпосылке, что существует глубинная человеческая мудрость, которая в состоянии помочь разрешить проблемы человечества. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии; она не приходит только с Запада или с Востока; скорее, это традиция человека-воина, существующая в течение всей истории во многих культурах и в разные времена".

В Тибете, как и во многих других странах Азии, существуют истории о каком-то легендарном царстве, которое было источником учености и культуры для нынешних общин Азии. Согласно легендам, то было особое место, где господствовали мир и процветание, управляемое мудрыми и сострадательными правителями. И граждане его равным образом были добрыми и учеными людьми, так что это царство являло собой образцовое общество. Это место называлось Шамбалой.

Утверждают, что в развитии общества важную роль играл буддизм. Легенды повествуют нам, что Шакьямуни Будда дал первому царю Шамбалы Дава Сангпо продвинутые тантристские учения. Считается, что эти учения, сохранившиеся в виде "Калачакра-тантры", принадлежат самой глубокой мудрости тибетского буддизма. После того, как царь получил эти наставления, рассказывают легенды, все жители Шамбалы начали практиковать медитацию и следовать буддийскому пути сострадательной доброты и заботы обо всех живых существах. Таким образом, не только правители, но и все подданные царства стали высокоразвитыми людьми.

Среди тибетского народа сохранилось убеждение, что царство Шамбалы все еще можно найти, что оно укрыто в уединенной долине где-то в Гималаях. Существуют также много буддийских текстов, которые содержат детальные, но в то же время неясные указания о том, как достичь Шамбалы; по вопросу о том, как нужно понимать эти тексты буквально или метафорически, мнения расходятся. Есть также много текстов, где даются тщательные описания царства. Так, согласно "Великому комментарию к Калачакре", написанному прославленным буддийским учителем девятнадцатого века Мифамом, земля Шамбалы расположена к северу от реки Сита; страна эта разделена восемью горными цепями. Дворец ригдэнов, или верховных правителей Шамбалы, выстроен на вершине горы, имеющей кольцевую форму и находящейся в центре страны. Мифам рассказывает, что эта гора называется Кайласа; а дворец, называемый дворцом Калана, занимает площадь во много квадратных миль. Перед ним, по направлению к югу расположена территория прекрасного парка, называемого Малая; в центре этого парка находится храм, выстроенный Дава Сангпо и посвященный Калачакре.

Другие легенды утверждают, что Шамбала исчезла с лица Земли уже много веков назад. В некоторый момент все общество Шамбалы стало просветленным, и царство пропало, перейдя в иную, более возвышенную сферу бытия. Согласно этим историям, цари Шамбалы, или ригдэны, продолжают надзирать за делами человечества; когда-нибудь они вернутся на Землю, чтобы спасти человечество от гибели. Многие тибетцы убеждены в том, что великий царь-воин Гэсар Линг был вдохновлен и руководим ригдэнами и мудростью Шамбалы. Эта убежденность отражает веру в существование небесного царства. Полагают, что Гэсар не совершил путешествия в Шамбалу, так что его связь с царством была духовной. Он жил приблизительно в одиннадцатом столетии и управлял провинциальным царством Линг, расположенным в провинции Кхам в восточном Тибете. После царствования Гэсара повествования о его достижениях как воина и правителя возникли по всему Тибету и в конце концов составили величайшую эпическую поэму в тибетской литературе. В некоторых легендах говорится, что Гэсар вновь появится из Шамбалы и поведет за собой войско, чтобы победить силы тьмы во всем мире. В последние годы некоторые западные исследователи предположили, что царство Шамбалы, возможно, на самом деле было одним из исторически документированных царств древности, таким, например, как царство Чжан-Чжун в Центральной Азии. Однако многие ученые считают истории о Шамбале совершенно мифическими. Весьма легко отрицать существование царства Шамбалы и относить его к области чистого вымысла; но можно также видеть в этой легенде выражение имеющего глубокие корни и весьма реального человеческого желания желания счастливой и плодотворной жизни. Фактически, среди множества учителей тибетского буддизма длительное время существовала и продолжает существовать традиция, которая считает Шамбалу не особым внешним местом, а основой, или корнем пробужденности и душевного здоровья, которые существуют в потенции внутри каждого человека. С этой точки зрения, не так уж и важно определить, что именно представляло собой царство Шамбалы факт или миф. Вместо этого нам следует понять представленный понятием Шамбалы идеал просветленного общества и всемерно способствовать его осуществлению.

В течение последних семи лет я предлагаю вниманию читателей серию "учений Шамбалы", в которых образ царства Шамбалы использован для того, чтобы представить идеал просветления в мирской жизни, т.е. возможности возвысить наше личное существование и личное существование других людей, не прибегая к помощи какого бы то ни было религиозного мировоззрения. Ибо, хотя традиции Шамбалы основаны на душевном здоровье и сострадательности буддийской традиции, они в то же время обладают самостоятельной независимой основой, культивирующей непосредственно тот материал, какой являем собой мы, люди. Ввиду огромных проблем, которые ныне стоят перед человеческим обществом, представляется все более и более важным найти простое, свободное от сектантства направление работы над собой, а также способы поделиться этим пониманием с другими людьми. Учения Шамбалы или "видение Шамбалы", как называется такой подход в более широком смысле, представляет собой одну из таких попыток способствовать здравому существованию для нас самих и для других людей.

Текущее состояние дел в мире является источником озабоченности для нас всех: это угроза ядерной войны, широко распространенные нищета и экономическая неустойчивость, социальный и политический хаос, многообразные психологические потрясения. Мир пребывает в абсолютном беспорядке. Учения Шамбалы основаны на той предпосылке, что существует глубинная человеческая мудрость, которая в состоянии помочь разрешить мировые проблемы. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии; она не приходит только с Запада или с Востока. Это скорее традиция человека-воина, которая существовала в течение всей истории во многих культурах в разные времена.

"Состояние воина" здесь не означает состояние вражды с другими людьми. Агрессивность это источник наших проблем, а не средство их разрешения. Тут слово "воин" взято из тибетских источников; а по-тибетски слово "паво" означает "тот, кто храбр". В этом контексте состояние воина есть традиция человеческой храбрости, традиция бесстрашия. Северо-американские индейцы имели такую традицию; она существовала также и в общинах Южной Америки. Японский идеал самурая также представлял воинскую традицию мудрости; равным образом принцип просветленного состояния воина существовал и в западных христианских общинах. Король Артур являет собой легендарный пример воина западной традиции; таковы и великие правители Библии, например, царь Давид. Это примеры воинов, общие для иудейской и христианской традиций. На нашей планете существовало множество прекрасных примеров традиции воина.

Ключ к пониманию состояния воина и первый принцип видения Шамбалы не бояться того, что вы такое. В конце концов, таково же определение храбрости: не бояться самого себя. Видение Шамбалы учит нас, что перед лицом великих мировых проблем мы можем быть одновременно героическими и добрыми. Видение Шамбалы противоположно эгоизму. Когда мы боимся себя и боимся кажущейся угрозы с со стороны мира, тогда мы становимся чрезвычайно эгоистичными. Мы хотим устроить собственное гнездышко, окутать себя коконом, чтобы можно было жить отдельно и в безопасности.

Но мы способны быть гораздо более храбрыми. Мы должны постараться в своем мышлении выйти за пределы своего жилища, за пределы огня в очаге, детей, которые идут в школу, за пределы забот о том, как попасть утром на работу. Мы должны попытаться подумать о том, как нам можно помочь этому миру. Если мы ему не поможем, ему не поможет никто другой. Сейчас наша очередь помочь миру. В то же время помощь не означает, что мы должны отказаться от своей индивидуальной жизни. Для того, чтобы помогать другим, вам не надо поспешно делаться мэром своего города или президентом Соединенных Штатов, вы можете начать с родных и друзей, с окружающих вас людей. Фактически, вы можете начать с самих себя. Следует понять один важный пункт: вы никогда не бываете свободны, никогда не можете просто отдохнуть, потому что весь мир нуждается в помощи.

Тогда как всякий человек несет ответственность за то, чтобы помочь миру, мы можем создать дополнительный хаос в нем, если попытаемся навязывать другим свои идеи или свою помощь. Многие люди имеют теории о том, что нужно миру. Некоторые думают, что миру нужен коммунизм, другие считают, что ему нужна демократия; одни полагают, что техника спасет мир, другие что техника его разрушит. Учения Шамбалы не основаны на обращении мира в какую-то иную веру. Предпосылка видения Шамбалы состоит в том, что для установления просветленного общества нам надо открыть, что же мы сами в глубине своей можем предложить миру. Итак, для начала мы должны сделать усилие, чтобы рассмотреть собственный опыт, увидеть, содержит ли он нечто такое, что имело бы ценность и помогло бы нам самим и другим людям возвысить свое собственное существование.

Если мы захотим непредубежденно взглянуть на этот вопрос, мы найдем, что несмотря на все наши проблемы и всю путаницу, несмотря на все наши психологические взлеты и падения, в нашем существовании как людей есть нечто доброе в самой основе. Если мы не в состоянии открыть в собственной жизни эту основу добра, мы не можем надеяться улучшить жизнь других людей. Если мы оказываемся просто несчастными и искалеченными существами, как мы можем вообразить, не говоря уже о том, чтобы осуществить, просветленное общество?

Открытие подлинного добра приходит благодаря правильному пониманию очень простых переживаний. Мы не говорим здесь о том, как хорошо почувствовать, что мы заработали миллион долларов, закончили колледж или купили себе новый дом. Мы говорим здесь о глубинном благе о благе быть живыми, которое не зависит от наших достижений или исполнения наших желаний. Мы все время ощущаем проблески добра, но часто не умеем их узнать. Когда мы видим яркий цвет, мы становимся свидетелями проявления нашего глубинного добра. Когда мы слышим прекрасный звук, мы слышим собственное глубинное добро. Выходя из-под душа, мы чувствуем себя свежими и чистыми; выходя из комнаты со спертым воздухом, мы ощущаем внезапное дуновение свежего ветерка. Эти события могут длиться какую-то долю секунды; но они представляют собой подлинное переживание добра. Они случаются с нами все время, однако обычно мы не обращаем на них внимания, считая их мирскими происшествиями или чистым совпадением. Согласно же принципам Шамбалы, нам стоило бы узнавать эти мгновения и пользоваться ими, потому что они раскрывают глубинную неагрессивность и свежесть нашей жизни глубинное добро.

Каждый человек обладает глубинным добром, глубинной природой добра, ни с чем не смешанной. Это добро содержит в себе огромную чуткость и понимание. Как люди, мы способны любить; мы можем мягко похлопать кого-то по плечу, можем поцеловать кого-то с мягким пониманием. Мы способны почувствовать красоту, почувствовать лучшую строну этого мира, ощутить его живость желтизну желтого, зелень зеленого, пурпур пурпурного. Наше переживание реально. Когда желтое желто, можем ли мы назвать его красным, если нам не нравится его желтизна? Это противоречило бы реальности. Когда мы видим солнечное сияние, можем ли мы отвергнуть его и сказать, что оно ужасно? Можем ли мы действительно сказать это? Когда мы видим сверкающий солнечный свет или чудесный снегопад, мы чувствуем это. И когда мы чувствуем реальность, она может оказать на нас подлинное воздействие. Может случиться, что нам придется встать рано утром, проспав лишь несколько часов; но если мы выглянем из окна на сияющее солнце, оно может придать нам бодрости. Мы сумеем по-настоящему исцелиться от подавленности, если признаем, что мир, в котором мы живем, это хороший мир.

Это не произвольное допущение; мы не просто считаем мир хорошим; он хорош потому, что мы можем почувствовать его добро. Мы можем пережить наш мир как здоровый и прямой, непосредственный и реальный, потому что наша глубинная природа состоит в том, чтобы идти вместе с добром, заключенным в ситуациях. Человеческий потенциал разума и достоинства настроен на переживание блеска ярко-синего неба, свежести зеленых полей, красоты деревьев и гор, Мы обладаем подлинной связью с реальностью, которая способна пробудить нас, заставить ощутить внутри себя глубинное, фундаментальное добро. Видение Шамбалы настраивает нас на эту нашу способность пробуждения и осознания, что в нас может пробудиться добро. Фактически, это пробуждение уже происходит.

Но тогда остается еще один вопрос. Вы, возможно, осуществили подлинную связь с миром уловили блеск солнца, увидели яркие краски, услышали красивую музыку, почувствовали вкус хорошей пищи или что-то в этом роде. Но как проблеск добра связан с продолжающимися переживаниями? С одной стороны, вы можете почувствовать, что хотите как-то приобрести это добро, находящееся внутри вас и в мире явлений. И вот вы мечетесь из стороны в сторону, пытаясь найти способ овладеть им. Или на другом, даже на более грубом уровне, вы можете сказать: "Сколько будет стоить такое приобретение? Это переживание так прекрасно, я хочу обладать им ". Самая главная проблема здесь заключается в том, что при таком подходе вы никогда не чувствуете себя удовлетворенными; даже получив то, чего вы хотели; вы все еще безумно хотите. Если вы пройдетесь по Пятой авеню, вы встретите отчаяние подобного рода. Возможно, вы скажете, что покупатели на Пятой авеню обладают хорошим вкусом, а потому ищут возможности реализовать свое человеческое достоинство. Но, с другой стороны, они как бы покрыты шипами: им хочется захватить все больше, больше и больше.

Итак, существует другой подход: вы прекращаете борьбу, смиряетесь, чтобы войти в соприкосновение с добром. Кто-то говорит вам, что может сделать вас счастливым, если вы попросту отдадите свою жизнь его делу. Если вы верите, что такой человек обладает добром, к которому вы стремитесь, вы сможете охотно обрить волосы, надеть особое одеяние, ползать по полу или есть руками, лишь бы войти в соприкосновение с добром. Вы хотите продать свое достоинство и становитесь рабом.

Обе ситуации представляют собой попытки вернуть себе нечто хорошее, нечто реальное. Если вы богаты, вы охотно тратите на это тысячи долларов; если вы бедны, вы готовы посвятить этому свою жизнь. Но в обоих подходах заключено что-то ошибочное.

Проблема заключается в том, что когда мы начинаем осуществлять в самих себе это потенциальное добро, мы зачастую принимаем свое открытие слишком уж всерьез. Мы так яростно хотим добра, что можем ради него совершать убийства или умирать. Чего тут не хватает так это чувства юмора. В данном случае юмор не означает, что мы отпускаем шутки, становимся комичными или критикуем других и насмехаемся над ними. Подлинное чувство юмора это легкое прикосновение; мы не вколачиваем в реальность кулак, а ощущаем ее слабым касанием. Основа видения Шамбалы это и есть повторное открытие такого совершенного и истинного чувства юмора, такого понимания при помощи легкого прикосновения.

Если вы взглянете на себя, взглянете на свой ум, если вы взглянете на свою деятельность, вы сможете вновь обрести тот юмор, который утратили в течение своей жизни. Для начала вам необходимо посмотреть на свою повседневную домашнюю реальность на ножи и вилки, на тарелки, На телефон, на посудомойку и на полотенце, т.е. на обычные вещи. В них нет ничего мистического или необыкновенного; но если у вас нет никакой связи с ординарными, повседневными ситуациями, если вы не рассмотрите свою мирскую жизнь, тогда вы никогда не обнаружите никакого юмора, никакого достоинства, наконец, не обнаружите никакой реальности.

То, как вы расчесываете волосы, как одеваетесь, как моете посуду, все эти виды деятельности суть распространение глубинного здравого смысла, способы связи с реальностью. Конечно, вилка это вилка, простое приспособление для еды. Но в то же время выявление вашего здравого смысла и вашего достоинства может зависеть от того, как вы пользуетесь вилкой. Видение Шамбалы просто стремится побудить вас понять, как вы живете, каковы ваши взаимоотношения с обыденной жизнью; и все это очень простое действие.

Как человеческие существа, мы своей глубинной основе уже пробуждены; мы можем понять реальность. Мы не порабощены своей жизнью; мы свободны. Свобода в данном случае просто означает, что у нас есть тело и ум; и мы можем возвыситься для того, чтобы работать с реальностью достойным образом и с чувством юмора. Если мы воспрянем духом, мы найдем, что вся вселенная, включая времена года, снегопады, лед и грязь, тоже мощно работает вместе с нами. Жизнь это юмористическая ситуация, но она не смеется над нами. Мы обнаруживаем, что в конце концов способны справляться со своим миром, способны правильно подходить к своей вселенной с полнотой и в приподнятом состоянии.

Открытие глубинного добра не является каким-то особенным религиозным переживанием. Это скорее постижение того факта, что мы можем непосредственно почувствовать реальность и работать с нею, способны непосредственно ощутить реальный мир, в котором находимся, и работать с ним. Переживание глубинного добра в нашей жизни заставит нас почувствовать себя разумными и достойными людьми, почувствовать, что мир не является для нас угрозой. Когда мы чувствуем, что наша жизнь обладает подлинностью и добротой, нам не нужно обманывать себя и других. Мы можем видеть свои недостатки, не ощущая вины или неадекватности; и в то же время мы способны увидеть свой потенциал для распространения доброты на других людей. Мы можем прямо говорить истину, быть абсолютно открытыми и вместе с тем непоколебимыми.

Сущность состояния воина, сущность человеческой храбрости это никому и ничего не уступать. Мы никогда не можем сказать, что просто разрываемся на части или кто-то другой разрывается на части; мы никогда не можем сказать и того, что весь мир разлетается на куски. За время нашей жизни в мире возникнут большие проблемы; однако будем уверены, что за время этой жизни не произойдет никаких бедствий, ибо мы можем их предотвратить. Это зависит от нас. Начнем с того, что мы способны спасти мир от разрушения. Вот почему существует видение Шамбалы. Это идея вековой давности: служа миру, мы можем спасти его. Но спасти мир недостаточно. Нам необходимо также работать над тем, чтобы построить просветленное человеческое общество.

В этой книге мы собираемся рассмотреть основу такого просветленного общества, а также путь, ведущий к нему; мы не предлагаем какой-то утопической фантазии о том, чем могло бы быть такое просветленное общество. Если мы хотим помочь миру, мы должны совершить путешествие лично; мы не можем просто строить теории или размышлять о своем предназначении. От каждого из нас в отдельности зависит найти значение просветленного общества и способы его осуществления. Я надеюсь, что изложение пути воина Шамбалы будет способствовать рассвету такого открытия.

Читать далее... http://spiritual.ru/lib/shambala1.html




Другие интересные статьи этого раздела:

Мужчина и женщина - Лулле Виилма7 КОСМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ – ПРИНЦИПОВ ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА