Мы находимся здесь, 
чтобы внести свой вклад
в этот мир.
А иначе зачем мы здесь? Стив Джобс

Дзен и путь воина


Дзен и путь воина

Желая как можно глубже понять учение Дзэн, ученик обратился с письмом к профессору Судзуки, в котором просил порекомендовать ему наиболее важные труды о Дзэн. Тот ответил ' Существуют десять тысяч книг Дзэнских наставников, их учеников и комментаторов Однако гораздо важнее понять самого себя, чем тратить время и силы на чтение этой горы литературы. Если же Вы считаете, что истина скрыта в книгах то не поймете даже это письмо'.

Единство тела и духа основополагающий принцип Дзэн. Верность ему прослеживается в боевых искусствах от основателя Шаолиньской школы у-шу Бодхидхармы, утверждавшего, что телесная и духовная практика суть одно и то же. Тело является лишь инструментом, посредством которого действует сознание. Как сказал мастер у-шу 19 века Чэн Чан син" Удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой внутреннюю энергию.'

Естественное слияние с миром, гармония с ним на всех уровнях, состояние не только внешней, но и внутренней гармонии, целостность всего своего существа-все эти черты Дзэнского мироощущения привлекательны для нас, так как результатом оказывается стабилизирующее, гармонизирующее, психокорректирующее воздействие на организм ученика.

Весь существующий мир, согласно доктрине Дзэн, иллюзорен и эфемерен, он только проявление 'великой пустоты', из которой все рождается и куда все уходит, а жизнь в нем дана людям на время и подлежит возвращению, причем это может случится в любой момент. Подобное отношение к окружающей действительности выражается фразой Все в этом мире призрачно'.

Дзен учит человека не цепляться за жизнь и не бояться смерти. Это положение учения оказалось очень привлекательным для профессиональных воинов, да и не только их.

Быстротечность, эфемерность и призрачность жизни связывает все кратковременное с понятием прекрасного. Дзэн эстетизирует недолговечное текущее мгновение- цветение вишни, капельки росы, восход солнца. Соответственно, и жизнь человека считается тем прекраснее, чем ярче она прожита.

Один человек хотел прожить подольше. Пил родниковую воду, питался здоровой пищей, ни о чем не тревожился. Как-то забрался к нему на подворье разбойник и убил его. Может быть , боевое искусство тоже является средством продления жизни.'

Человек, не боявшийся смерти, охваченный идеей духовного подвига, лучше чем кто-либо мог быть воином.

Очень велико значение методов Дзэн в военно- прикладной подготовке. Главными качествами, необходимыми воину в занятиях фехтованием, стрельбой из лука, борьбой без оружия и с оружием считается психическая уравновешенность, самообладание и воля.

Ученик и его учитель состязались в стрельбе из лука. Ученик поставил себе на плечо кубок с водой и стал пускать стрелы точно в цель. - Это мастерство при стрельбе- похвалил его учитель. - А есть ли у тебя мастерство без стрельбы. Затем он повернулся спиной к глубокой пропасти и шагнув назад так, чтобы ступни его ног наполовину повисли над бездной, начал поражать цель одной стрелой за другой. Ученик попытался сделать это, но не смог, и бросился на землю ничком , весь в поту. -Состояние твоего сознания должно оставаться неизменным при любых обстоятельствах- сказал учитель. - Опасность внутри тебя.' 

Система философских воззрений и практического отношения к жизни предполагает определенную перестройку сознания. Каков смысл этой перестройки?

Согласно представлениям Дзэн, идеальное состояние сознания подобно отраженному в зеркальной глади воды холодному свету луны. Зеркало отражает все, что попадает в его поле, без каких- либо искажений, дополнений, не задерживая это все в себе, никак не взаимодействуя с ним. А луна освещает все ,весь мир ровным, бесстрастным светом.

Привнесение в процесс отражения различных сторон бытия всякого рода субъективных оценок означает нарушение этой незамутненности и спокойствия. Оно мешает видеть предметы и события такими, какими они являются на самом деле.

В свою очередь, достижение чистоты и безмятежности сознания тесно связано с так называемым беспонятийным мышлением. Истина, как утверждал Бодхидхарма, не может адекватно выражаться посредством слов. Весь мир бесконечен в своих проявлениях, любой из его феноменов имеет неисчерпаемое количество уровней и аспектов рассмотрения. Слово всегда фиксирует лишь какой-то один аспект, а потому , оно загоняет в свои узкие рамки то, что по своей сути не может быть туда вмещено без уродливой деформации.

К тому же мышление человека протекает не только в словесной форме. Оно осуществляется в процессе переработки информации, одновременно поступающей в мозг в формах зрите тельных, слуховых, кинестетических ощущений и восприятий. Приверженность понятийному мышлению ведет к тому, что люди постоянно отождествляют предметы и явления материального мира с теми понятиями, которые их обозначают.

С позиции Дзэн, самым вредным из подобных понятий является образ человеческого Я'.

Конечно, биологически любой организм от рождения до смерти в главном остается самим собой, невзирая на возрастные и патологические изменения. Но психологически нет . и не может быть, никакого другого Я', кроме совокупности всего того, что мы непосредственно воспринимаем, чувствуем и мыслим в текущий момент времени. Поэтому , в каждый последующий момент жизни мы уже не те, что были прежде , хотя и не замечаем этого.

Наиболее ярко зависимость человека от иллюзий сознания проявляется в отношении смерти. Смерть пугает нас именно потому, что мы считаем ее бесследным исчезновением своей драгоценной личности.

Император спросил своего учителя - Куда отправляется просветленный человек после смерти.' Учитель ответил -Не знаю. Почему.' -спросил император. Потому, что я еще ни разу не умирал.' - ответил учитель.

Мучающий человека вопрос - Куда девается мое Я после смерти? - аналогичен вопросу о том, куда девается кулак после того, как разгибают пальцы. Оказывается, он - только одна из форм существования пальцев, и кто может сказать , что единственная, или наилучшая.

Во всех школах буддизма смерть понимается как перегруппировка и воплощение в ином обличье той совокупности элементов, которая одна только и является нашей подлинной природой. В этом смысле индивидуальное Я бессмертно, как бессмертна сама Природа. Отказ от образа Я и выход за рамки понятийного мышления позволяет избегать субъективности в работе сознания. Не раздираемое противоречиями оно становится уравновешенным, бесстрастным. Тогда человек способен интуитивно постигать не внешнюю сторону явлений, а их суть, и реагировать на все, что несет жизнь единственно верным для данного человека способом.

Дзэн призывает не жертвовать сегодняшним днем ради завтрашнего. С его позиций , устремленность в будущее - такая же иллюзия , как и понятие о неизменном Я .Жить завтрашним днем, это то же самое, что пытаться пройти через стену, на которой нарисована дверь по всем правилам перспективы. В определенном смысле всегда бывает только здесь и сейчас . а не там и потом . И если человек не умеет жить полноценно в любой из своих дней, то он не умеет жить вообще.

Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему- Ты не научишься метко стрелять до тех пор, пока будешь надеется на возможность исправления промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надеясь , что потом можно будет что-то исправить.'

Дзэнское понимание бытия не нуждается в научном подходе. Оно принципиально ненаучно. Истину открывает только собственный опыт, собственное переживание, знание, найденное в собственной душе. Основатель одной из школ Дзэн Риндзай говорил, что стремясь найти истину, люди полжизни впустую блуждают по жизни, бессмысленно перекладывая с одного плеча на другое сундук, наполненный словами безумных пророков.' Так и человек , не доверяющий самому себе, а уповающий на теории, мнения и суждения других людей носит с собой сундук с этими фальшивыми драгоценностями, но это ни на один шаг не приближает его к истине.

Внешняя природа не разрушается и не преобразуется, согласно представлениям человека-повелителя. Внутренняя природа не подавляется и не загоняется в строго определенные рамки.

 


Другие интересные статьи этого раздела:

Дзен — 10 принципов, которые тебя изменят