Мы находимся здесь, 
чтобы внести свой вклад
в этот мир.
А иначе зачем мы здесь? Стив Джобс

Ямантака


1 Ямантака
1.1 Гневный аспект Манджушри
1.2 Ваджрабхайрава-тантра
1.3 Иконография Ямантаки
1.4 Символизм образа Ямантаки

Ямантака (санск., "Сокрушающий Владыку Смерти- Яму"), или Ваджрабхайрава ("Просветленный  и Ужасающий) - Йидам и Дхармапала в буддизме Ваджраяны. Ямантака является одним из Защитников и покровителей традиции Гелуг тибетского буддизма.
Тибетское его имя - Шинджепе.

Гневный аспект Манджушри

Считается, что Ямантака является гневным проявлением Бодхисаттвы Манджушри,  оба они относятся к будда-семейству Ваджра, глава которого Будда Акшобхья

Ямантаку изображают как в одиночной форме, там и в форме "Яб-Юм, в союзе со свой духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантра такой союз - аллегория союза мудрости и метода, где женское представляет собой аспект мудрости, а мужское символизирует методы. 

Следует учитывать, что Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мудрости и методов. Если он изображен один, то это означает, что мудрость в нем растворена как соль в воде. 

Из дошедших до нашего времени источников самый ранний, где упоминается Ямантака - "Гухьясамаджа-тантра" (3 век).

Ваджрабхайрава-тантра


В Коренной Ваджрабхайрава-тантре (VIII в.) Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Владыку Смерти -Яму. 

Поскольку Манджушри - бодхисаттва мудрости, мы можем понимать это как аллегорию победы мудрости над смертью, как достижение Освобождения, прерывающего цепь неосознанных перевоплощений. 

Ямантакайога-тантра (Ваджрабхайрава-тантра) относится к классу недвойственных ануттарайога-тантр, что означает, что она объединяет аспекты отцовских и материнских тантр, преобразующих энергию гневных эмоций и ярости в высшую мудрость, постижение единства и недвойственности. Медитация на Ямантаку - залог успеха на этом пути. 

Эта тантра происходит  от Джняна-дакини (Ваджраветали) и Лалитаваджры.

Иконография Ямантаки

Он изображается с шестнадцатью ногами, с тридцатью четырьмя руками, с девятью головами. Херуку изображают обнаженным, как истина, он - темно-синего цвета.
В садханах (текстах, описывающих буддийские практики) встречаются манифестации Ямантаки и других цветов, в мандале они окружают центрального темно-синего Ямантаку и имеют по три лица и по шесть рук. 
Центральная нижняя голова Ямантаки - голова буйвола. 

Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджр, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки - капалу, голову, шит, аркан, лук, колокол и другие символические атрибуты. 

Под его ногами справа - антропоморфная фигура, был, слон (или як), осел, верблюд, собака, овца и лиса. 

Под ногами слева - коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. 

По иконографическому канону внизу тханки изображено кладбище.

Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением считается Ямантака.

Символизм образа Ямантаки

Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании Чже Цонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют 37 аспектам пути к Просветлению, два рога символизируют 2 истины: относительную и абсолютную, а 16 ног - шестнадцать аспектов концепции пустоты (санск. шуньята). 

Атрибуты также являются определенными символами, например нож дигуг и чаша капала - символизируют мужской и женский аспекты, мудрость и методы.

Над головами Ямантаки - диадема из пяти черепов, каждый из которых символизирует излечение от пяти ядов сознания: невежества, привязанности, гнева, гордости и  ревности-жадности. 



Литература
:
1. Андросов, Валерий Павлович. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., 2011. С.396.
2. Буддийская коллекция Государственного музея истории религии. СПб., 2008, с.62.
3. Л.Мялль. Ямантака//Мифологический словарь. М.,1991. С.649.


Другие интересные статьи этого раздела:

Буддийские чётки. «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Тибетский узел бесконечностиЯмантакаТетраграмматон