Рождение дзэн-буддизма
Буддийское священное писание начало проникать из Индии в Юго-Восточную Азию в
начале 1 в. н. э. Но суть буддизма принес в Китай Бодхидхарма в 520 г. н.э. Об
этом сохранилось предание.
Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал навстречу приветствовать его.
Он был взволнован. О необыкновенности Бодхидхармы было много слухов. Он был просветленным
Мастером и император хотел радушно принять его в своей империи. Его придворные
тоже были взволнованы. Как вести себя? Им еще не приходилось встречаться с подобным
человеком.
И вот, когда Бодхидхарма, идущий впереди своей свиты, приблизился, все увидели,
что он шагает в одном ботинке, другой был на его голове. Император и его свита
были шокированы, но виду не подавали. Обмениваясь приветствиями, они, как загипнотизированные,
смотрели на ботинок. А Бодхидхарма смеялся.
При людях было неудобно говорить об этом, поэтому, когда все разошлись и они
остались одни, император спросил:
- Скажите мне, пожалуйста, почему Вы строите из себя шута? Или Вы делаете нас
шутами? Почему Вы пришли в одном ботинке, а другой принесли на голове?
Бодхидхарма рассмеялся и сказал:
- Потому, что я не могу не смеяться над собой. Уж такой я человек, я не уделяю
большого внимания голове. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и низшее исчезло
для меня. Кроме того, я хотел бы сказать, что меня не волнует то, что думают обо
мне люди. И я желаю, чтобы в первый же момент моего прибытия Вы знали, с каким
человеком имеете дело.
Император помолчал некоторое время, видимо, обдумывая услышанное, потом сказал:
- Я совершил множество благочестивых дел: по всей стране я построил буддийские
монастыри, тысячи монахов кормятся от моих запасов, миллионы китайцев превратились
в буддистов. Скажите, заслужил ли я себе таким образом милость на том свете?
Бодхидхарма посмотрел императору в глаза и сказал:
- Ваше Величество, заслуги в этом нет.
Император был сильно шокирован, поскольку многие монахи и миссионеры говорили
ему: "Это будет Вашей заслугой, Вы достигните седьмого неба, стройте больше, жертвуйте
больше, обратите страну в буддизм". А теперь пришел этот Бодхидхарма и говорит,
что заслуги в этом нет.
Но император Бу был очень культурным человеком. Он изменил тему и сказал:
- Тогда скажите мне что-нибудь о святой правде Будды.
И Бодхидхарма сказал:
- Ничего нельзя сказать по этому поводу, поскольку она безгранична, и помните:
святое, не святое - это понятия двойственного ума; в природе нет святого и не
святого. Природа просто есть!
Это было уже слишком! Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал даже
святую правду Будды! Он на мгновенье забыл свою учтивость и громко воскликнул:
- Тогда кто же стоит передо мной? Бодхидхарма поклонился и сказал:
- Ваше Величество, я не знаю. Не найдя в Китае достойных учеников, Бодхидхарма
через некоторое время уединился в отдаленном монастыре. Этот монастырь стал центром
паломничества многих искателей.
Бодхидхарму можно было увидеть, но не в лицо. Он сидел в зале, отвернувшись к
стене, объявив, что не повернется до тех пор, пока не прейдет достойный ученик.
В таком состоянии просидел он несколько лет.
Многие пытались претендовать на роль его ученика, но безрезультатно.Наконец,
появился один и объявил себя учеником. Бодхидхарма молчал. Ученик выхватил саблю
и отрубил себе палец. Поднялся переполох, а ученик объявил, что если Учитель не
повернется к нему, он тут же покончит с собой.
Бодхидхарма повернулся...
Через девять лет пребывания в Китае Бодхидхарма решил вернуться в Индию. Он позвал
своих четырех учеников и сказал:
- Выразите суть учения в одном высказывании, чтобы я мог судить о том, как вы
поняли меня.
Первый ученик произнес: "Сострадание, я вижу суть учения в нем".
Бодхидхарма сказал:
- Ты имеешь мои кости.
Второй ученик сказал: "Быть осознающим; именно в этом определении отражается
основная суть".
Бодхидхарма сказал:
- Ты имеешь мою плоть.
Третий сказал: "Суть учения нельзя выразить словами". Бодхидхарма сказал:
- Ты имеешь мозг моих костей.
Он повернулся к четвертому. В глазах ученика стояли слезы и он пал к ногам Учителя.
Бодхидхарма поднял его, встряхнул и снова задал вопрос:
- В чем суть религии?
Ученик молчал и только слезы текли по его щекам, слезы радости и благодарности.
И ни единого слова.
Бодхидхарма обнял его и сказал:
- Ты имеешь всего меня! Теперь я уйду спокойно, зная, что после меня здесь останетесь
вы.